Церковь Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве.
Деревня Алтуфьево (Олтуфьево) известна с 1585г., когда она принадлежала ключнику Хлебенного дворца Неупокою Дмитриевичу Мякишеву. Возможно, что название ее произошло от фамилии владельца, но точно это не установлено. Долгое время эти места на реке Самотышке были пустошью. Первая Крестовоздвиженская церковь в Алтуфьево была построена около 1678г. при Акинфовых. А в 1760-е гг. Алтуфьево перешло во владение И.И.Вельяминова, при котором был заложен господский дом «в тринадцать покоев» в стиле барокко, новый каменный храм и давно утраченный регулярный парк с двумя прудами. Тогда же храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве был перестроен в камне, так как «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…»В последней трети XVIII века усадьба несколько раз перешла из рук в руки и была вновь перестроена при Куракиных в 1790-х гг. Современный вид главный дом приобрел, вероятно, при авторе сочинений по истории России Николае Арсеньевиче Жеребцове в 1849-1861 гг. Отметим, что книги Жеребцова были раскритикованы Добролюбовым за невежество и громкоголосый патриотизм. Последним владельцем Алтуфьева до 1917г. был нефтяной промышленник Г.М.Лианозов. Его именем до сих пор называется район, где расположена усадьба. Как ни странно, во время советской власти эти места не переименовывали. В 1960 году Алтуфьево вошло в черту города, и вскоре рядом со старинной усадьбой и церковью вырос жилой микрорайон — современное Лианозово — но усадьба осталась нетронутой.Главный усадебный дом сохранился, но находится в практически руинированном состоянии. Это сооружение, как бы составленное из нескольких объемов и обильно украшенное наличниками, карнизами и кокошниками в стиле древнерусской архитектуры, часть из которых сохранилась. Считается, что дом был построен в 1851году. Сейчас постройки усадьбы переданы Крестовоздвиженскому храму.Сам храм в стиле барокко c колокольней сохранился (закрывался только на время Великой Отечественной войны), но был существенно увеличен при реставрации. Основной объем храма - четверик с сильно скругленными углами перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом. На него опирается верхний ярус, в котором первоначально находились полуциркульные проемы звона. К основному объему первоначально примыкали три притвора и апсида. Благодаря их криволинейно выпуклым фасадам план церкви сочетает элементы кресчатой и лепестковой композиций. Наружные стены обработаны типичной для барокко плоскостной деталировкой: рустом, филенками и нишами, наличники окон первого этажа с гнутыми сандриками; на втором ярусе окна-обманки, т.е. ложные. Цоколь, выложенный из белого камня, ныне заштукатурен. В 1991-1995 гг. в ходе реконструкции по проекту архитектора Н.В. Надеждина площадь здания увеличилась более чем вдвое, но оно лишилось своих пропорций и внутреннего убранства XIX в. и «задавило» находящийся рядом господский дом усадьбы, утратив большую часть своей ценности в качестве памятника архитектуры. В ходе реконструкции был уничтожен «звон», превращенный в световой барабан: для этого пробили свод церкви, срезали перекладины, на которых висели колокола, застеклили проемы звона, превратив их в окна, свод бывшего «звона», ставший сводом храма расписали. Таким образом, церковь в Алтуфьеве перестала являться храмом «иже под колоколы». Церковная главка начала XIX в. (согласно метрике 1887 г. она была покрыта железом и окрашена в синий цвет, крест на главе был деревянным, обшитым железом, окрашен желто-золотистой краской) и ее высокий трибун, напоминающий ампирное надгробие, были заменены главой и трибуном, выполненными совсем в других формах… Небольшая кирпичная трапезная 1986 г. с полуциркульными окнами, заменившая ветхую деревянную и примыкающий к ней притвор были разобраны и заменены новой большой трапезной над входом в которую была сооружена колокольня (она стоит не на отдельном фундаменте, а на перекрытиях первого этажа). Все это, выкрашенное в нарядные красно-белые цвета, превратило домовую церковь в самостоятельный крупный храм. Как ни странно, но именно в таком искаженном виде церковь попала на эмблему района «Лианозово». При храме также действует воскресная школа и молодежный Центр православной культуры «Мое Отечество». А недалеко от храма, около МКАД находится источник преподобного Макария Желтоводского, возле которого в 1996 году построили часовню.